Indie Pop, British Trad Rock, Post-Grunge, Indie Rock, Britpop, Alternative Pop/Rock

Fran Healey Andy Dunlop Dougie Payne Neil Primrose
Fran Healey (Фрэн Хили) - вокал, ритм-гитара (23.07.73)
Andy Dunlop (Энди Данлоп) - гитара (16.03.72)
Dougie Payne (Дуги Пэйн) - бас
(14.11.72)

Neil Primrose (Нил Примроуз)- ударные (20.02.72)

"Сейчас в Британии многие группы пишут песни из головы. Они много думают об этом, и не используют то, что диктует им сердце. А ведь песня может действительно тронуть человека только тогда, когда она идет от сердца. Если же вы сочиняете только с помощью ума, ну что ж - вы просто отличный актер".
Фрэн Хили


" … воплощает образы действительности в их красочном богатстве и блеске … очень наглядны и убедительны для воспринимающего … воспроизведение объема предметов … глубины изображаемого пространства … самый высокий полет художественной фантазии … способность запечатлевать и раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, передавать тончайшие оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни человека …" Стоп! Откуда в этом толстенном энциклопедическом словаре рассказ о Travis?! Не может быть - ведь издан он в 1983 году! Что? Это не о них? А О ЧЕМ ?!? Ах, о "живописи". Ну что ж, возможно. Впрочем, слово Travis на его месте смотрелось бы лучше : ) В принципе, на этом я мог бы и закончить - энциклопедия описала их идеально, хотя и несколько сухо. Придется разбавить, тоником …

Фрэн родился в Стаффорде. Ко второму в своей жизни дню рождения родители преподнесли ему "подарок" - они развелись, и мать с Фрэном переехали в родной для нее Глазго. "Сколько себя помню, всегда рисовал. Я пошел в художественную школу и, мечтая стать художником, писал песни. У меня получалось доводить их до конца, и, наверное, поэтому я этим и занимаюсь сейчас. До сих пор удивляюсь, как иногда круто может измениться жизнь …"

В школе Фрэн играл в группе Sun Gods (кое-кто из одноклассников до сих пор помнит "незабываемое" исполнение кавера роллинговской “Sympathy For The Devil”). Уже тогда он стал разрываться между увлечением музыкой и живописью, однако колледжей по подготовке поп-звезд и рок-знаменитостей в Глазго не было, и судьбой было уготовано поступить в художественный колледж. Именно судьбой, ведь в это время на факультете скульптуры учился Дуги Пэйн, а Энди Данлоп готовился стать ювелиром. Местом встречи стал местный бар Horse Shoe (вспоминаем, дети, что носит лошадка на ногах? Правильно, подкову … на счастье … ), где они познакомились с барменом Нилом Примроузом, мечтавшим стать профессиональным пловцом. У Энди уже была группа, но что-то не клеилось. Поразмыслив, Данлоп решает, что нужно что-то менять: он позвал Хили (Фрэн пел и, главное, писал песни) и вспомнил, что Примроуз как-то обмолвился, что неплохо стучит на барабанах (выросший на родительской коллекции записей шестидесятых, Нил старался подражать неистовому Левону Хелму из The Band). Сменив после 1994 года название Family (такая группа уже была) на Cuckoo (кроме Фрэна это название никому не нравилось), новоявленные музыканты решили остановиться на Glass Onion (редкая британская группа не вспомнит о своих учителях) и пригласить, в конце концов, поигрывающего на басу Дуги. Первыми концертными площадками для них стали небольшие клубы столицы Шотландии.

Заболев музыкой окончательно, Фрэн решил бросить колледж: он просто не успевал рисовать. Теперь, бывший художник с одиннадцати до семи сочинял песни в комнатке над баром, где работал Нил, после чего подтягивались Энди и Дуги (в отличие от Хили, они сумели получить высшее образование) и начиналась репетиция, часто затягивающаяся заполночь. "Это похоже на работу фотографа", говорит Фрэн о своем сочинительстве, "Известные фотографы делают тысячи снимков, из которых два-три оказываются действительно стоящими. Точно также и в музыке. Пишешь тысячи песен, а в лучшем случае потрясающими можно будет назвать одну-две".

Нельзя сказать, что после этого "клеится" у музыкантов стало лучше: около года они не выступали - Фрэн всерьез взялся за звучание группы, писал песни, учился играть на гитаре (его интересовало даже то, как он будет смотреться на сцене с ней, поэтому он часто тренировался не натягивая струн), искал возможность сделать запись (одолжил у матери 600 фунтов на это дело) и нашел менеджера - Яна МакЭндрю из Wildlife , который работал с Brand New Heavies и Тимом Сименоном. Нельзя сказать, что бы у него был большой опыт работы с рок-музыкантами, но большой разницы он не видел: "Я начал работать с Travis после того, как в девяносто шестом встретил в одном из кэмденских баров Дуги и Фрэна. Мы записали небольшим тиражом пластинку “All I Want Do Is Rock” и раздали на радио, телевидение и звукозаписывающие студии. Кстати, группа тогда называлась Red Telephone Box. Меня воротило от этого названия, и я все время пытался выяснить, как они назывались раньше. Ребята настаивали на Красной Телефонной Будке, и мы нашли компромисс - мы назвали так наш собственный лейбл". А группа назвалась Travis (был такой герой у Гэрри Стэнтона в фильме Вима Венджерса Париж, Техас ). И тут началось ...

На выступлении в эдинбургском клубе Stones среди зрителей был специально пришедший посмотреть на шотландцев представитель Sony Чарли Пинден. “All I Want Do Is Rock” прошла просто на ура, но где-то посреди второй песни все пошло коту под хвост: два футбольных фаната устроили драку, началась общая свалка, кто-то вызвал полицию… Короче, Пиндену понравилось и группе предложили перебраться в Лондон. Фрэн вспоминает: "У нас был выбор, мы могли оставаться в Глазго и прозябать дальше, либо окунуться в музыкальный бизнес и стать звездами. Мы решили сжечь все мосты - просто, настало время подписывать контракт и зарабатывать деньги".

1 июня 1996 года группа осела в северной части Лондона, сняв дом на четверых (напоминает битлов из Help'а): "Это был очень важно для становления нас как группы", говорит Фрэн, "Тогда мы жили одной компанией. И хотя сейчас разъехались по разным районам, мы сохранили то чувство привязанности друг к другу. Мы очень близки". Вновь выступления в клубах (но уже лондонских!), похвала от NME в одном из номеров, приглашение каналом BBC2 на шоу Later With Jools Holland. И у группы до сих пор не было контракта.

Поступок Энди МакДонадьда объясняется не иначе как сумасшествием. В сентябре 1996 года он бросил свой лейбл Go! Discs (там, где пишутся Пол Уэллер, Portishead и другие звезды) и, основав новый - Independiente , первыми взял к себе в то время мало кому известных Travis. Впрочем, уже через несколько месяцев, эта группа была на слуху: как же, как же - ведь они разогревали Catatonia и самих Oasis (представьте себе, за пару недель сменить клубные сцены на битком набитые стадионы; как у них только башни не посносило). И под этот "шумок" 8 апреля 1997 года был выпущен первый сингл “U16 Girls”. Дебютный альбом должен был записываться в Лондоне, но как назло парням не могли найти ни одной свободной студии. Выход был найден продюсером Стивом Лиливайтом - для записи диска группа уехала за океан, поселившись на некоторое время близ Вудстока (наверное, все ближайшие студии от Бреста до Бреста были действительно заняты). Вышедший в сентябре “Good Feeling” сразу попал в первую десятку альбомов и получил хорошие отклики критиков. Все пять синглов с него в разное время засветились в Тор Forty . Travis были представлены на Brit Awards '98 в номинации Лучший новый британский исполнитель , но в том году их обошли "конкуренты" из Stereophonics (видит Бог, надо было пилить статуэтку).

“Good Feeling” лучше воспринимается, когда слушаешь его вживую” отмечает Дуги. А Фрэн добавляет: "Некоторые критики, послушав наш первый альбом, говорили, что мы этакая группа шизофреников". Сильно сказано. Но что-то ненормальное (в смысле "нестандартное") в нем было. Альбом открывался проверенным супербоевиком “All I Want Do Is Rock” (как же без нее - как никак первая, написанная группой песня), как бы задавая настроение на следующие шестьдесят минут. Но чем ближе к последней песне, тем отчетливой становится мысль, что не все так просто и громко как кажется на первый взгляд. За гитарными аккордами скрывался настоящий художник (ага! а еще скульптор и ювелир), талант которого особенно ярко проявлялся в тягучих и грустных балладах. В таких песнях сначала Фрэн раскрашивает ваше сознание, затем Дуги придает ему форму, после Энди ограняет его, а Нил … Нил … э-э … ну должен же хоть кто-то, черт побери, стучать в группе на ударных, так почему бы этого не делать бывшему бармену, у которого это, кстати, отлично получается.

Кстати, Фрэн таки научился управляться со своей гитарой. Как-то на одном из выступлений пропало напряжение, и народ уже подумывал расходиться, как вдруг Фрэн выдал потрясающую красивую акустическую версию “She's So Strange”. Надо ли говорить, что все, кто успел выйти из зала, тут же вернулись. Отыграв серию концертов, летом 1998 года группа отправляется записывать новый материал. "Если серьезно, то первый альбом был записан за четыре дня. Вот и получилась такая сумасшедшая запись", комментирует Дуги. "Второй записывался шесть месяцев в шести разных студиях, с использованием большего числа инструментов. И получилась неожиданно цельная работа". По приглашению продюсера Майка Хэджа первый месяц Travis провели в студии расположенной в Нормандии, на севере Франции. Энди до сих пор вспоминает "три недели сыра, хлеба, текилы и падающих звезд каждую ночь". Поиск нового звучания продолжился в разных лондонских студиях под чутким руководством продюсера Найджела Годрича (он "виноват" в звучании последних работ Radiohead, R.E.M., Pavement). Так появились параноидально-депрессивная “The Fear” и неторопливая, с гипнотизирующими аккордами на фортепьяно “As You Are”. Для создания эффекта автомагнитолы в “Slide Show” группа пыталась записываться, катаясь по улицам лондонских предместий. Остановились на студийном варианте, но с наложением дверных хлопков и звуком зажигания автомобиля Нила. Перевести куплет на французский в завораживающей своей траурностью “Last Laugh Of The Laughter”, помогли пятеро парней из Франции, которых Фрэн повстречал во время скучного путешествия по Израилю.

По мнению Фрэна “The Man Who” получился скорее альбомом "в себе", чем "из себя". Однако это не помешало им выпустить к нему четыре сингла, которые один за другим с завидным постоянством занимали высокие места в чартах. Если первый альбом был гремучей смесью из Nirvana, Рода Стюарта, Oasis, Wet Wet Wet и Radiohead, то во второй напоминает сразу Plastic Ono Band, Саймона и Гарфанкела, Жака Бреля, Дэвида Боуи (времен альбома Hunky Dory) и Энио Морриконе. Хотя… "По-моему, я никогда не стремился знать все о музыке других музыкантов", рассказывает Фрэн, "иначе начинается непроизвольное копирование. Если же ты ничего о них не знаешь, у тебя гораздо больше шансов сделать что-либо оригинальное". "По правде говоря, нам не нравится инди, объясняет Нил, "потому что он стал слишком посредственным и предсказуемым. У нас большая коллекция старых групп игравших настоящий рок-н-ролл, и единственный современный альбом, который мы часто переслушиваем, это “The Bends” Radiohead".

"Такое ощущение, что мы выросли из детсадовского возраста, и пошли в начальную школу. Стало меньше веселья и появилось больше работы". Фрэн стал философичнее ко всему относиться, по каждому вопросу у него есть свое собственное мнение. Все его чувства выложены для всеобщего обозрения, и создается впечатление о том, что ты знаешь этого человека очень близко. "Этот альбом получился немного взрослее, но если послушать последнюю песню на “Good Feeling”, а затем сразу поставить первый трек с “The Man Who” вы почувствуете, что они связаны".

Альбом, после релиза 24 мая 1999 года, попал на первое место и долгое время успешно отбивал нападки соседей по чартам. Первый канал британского радио подметил очень интересную взаимосвязь между “The Man Who” и цифрой 13. На тринадцатой неделе он занимал 19-е место, самое низкое за все время. Миллионный экземпляр диска был продан через тринадцать недель после того, как он первый раз занял первое место. А еще через тринадцать недель было объявлено, что продано два миллиона экземпляров записи (ох уж эти суеверные англичане).
Brit Awards 2000 стал синонимом слова Travis. Можно говорить одно, и подразумевать другое. Две самых значимых награды Лучший британский альбом и Лучшая британская группа по праву достались шотландцам. Однако Travis не интересует слава, личная популярность. Им гораздо важнее популярность того, что они пишут. Дуги сравнивает многих музыкантов "с художниками, которые становятся перед своей картиной, мол, посмотрите на меня, это я ее нарисовал. Но на самом деле ему все кричат, типа, отвали, не видно же ничего". Фрэн всегда говорил, что "нам не нравятся такие игры. И даже когда нас уже не будет, наша музыка останется".

Заключив "пакт о ненападении и военной взаимопомощи" с Oasis, "агрессивный блок" стал разрабатывать план высадки на американское побережье. 5 апреля 2000 года запланированная операция началась. Однако получилось так, что разогревающая группа превратилась чуть ли не в хэдлайнера этого турне: “The Man Who” в чартах Биллборда находился выше, чем оэйзисовский “Standing On The Shoulder Of Giants”. "На каждом выступлении зрители долго нам аплодируют... Многие из них после концерта говорят: "Мне понравилась группа … как ее … э-э ... кто там первым выступал, а? Кто-кто?... Travis?". Не каждой британской группе удается покорить Америку так быстро и безоговорочно, к тому же они обещали вернуться, как только выпустят новый альбом.

Что же дальше? Все движется к третьему альбому. 5 июня 2000 года вышел сингл с новой песней “Coming Around”, которая уже достаточно долго исполнялась на концертах и потому была известна фанатам: "Мы записали ее за полчаса и пошли домой. Потом мне позвонил наш менеджер и говорит: "Вы придурки! Это не би-сайд! Это хит!". Она длится три минуты. Очень красивая поп-песня. Достаточно быстрая, и, насколько мне сказали, отличающаяся от всего, что мы делали раньше". Кстати, на сингле Дуги Пэйн дебютировал в качестве композитора - песня “Just The Faces Change” его рук дело. Еще одним би-сайдом стал кавер “The Weight” группы The Band, которая неоднократно исполнялась живьем во время американского концертного тура (чувствуется рука Нила).

"Travis сейчас находится в центре "смерча": вокруг все кружится, а внутри тишина", сказал Фрэн после премирования наградой Ivor Novello как композитора года… Стоп, стоп! Неужели у вас сложилось мнение о Travis как о группе романтичных тридцатилетних пай-мальчиков поющих красивые и чувственные баллады? Лучше сразу развенчать этот культ. Конечно, Энди на вопрос о трех желаниях ответил, что хотел иметь "крылья" (согласен, это романтично), но так зато первые два были насчет "курева и выпивки". Нил продолжает: "Наша философия на каждый день - Напейся!". А что вы скажете на такую хулиганскую выходку, как кавер на “Hit Me Baby One More Time” Бритни Спирс? "Мы как-то спели ее на шоу Mark And Lard. Это одна из самых лучших песен, каких я слышал в своей жизни… Мне кто-то рассказывал, что она (Бритни) слышала нашу версию и была не в восторге". Интересно, что “...Baby One More Time” стала постоянным номером на выступлениях Travis: то, что по началу записывалось би-сайдом как шутка, стало исполняться группой на бис..

Travis начали запись своего третьего альбома в сентябре в Лос-Анджелесе вновь с продюсером Найджелом Годричем. "Мы собирались начать в июле, потом в августе, а сейчас все перенеслось на сентябрь, потому что Найджел записывал альбомы Radiohead и Divine Comedy". По словам Фрэна новый диск Travis будет более радостным и солнечным по настроению: "Альбом выйдет в мае 2001 года, а концерты продлятся около 18 месяцев. Похоже, что только в 2003 году мы сможем действительно отдохнуть". Многие надеются, что Travis пройдет испытание третьим альбомом, который часто является кризисным для многих групп. Хотя о каком кризисе можно говорить для группы, которая взяла такой старт?
"Мы отличаемся от других групп так же, как секс с проституткой отличается от настоящей любви". В моей коллекции осталось только два диска, а в вашей? : ).

Уже в феврале 2001 года Фрэн Хили назвал трэк-лист нового альбома группы и рассказал о трех новых песнях, которые он написал специально, чтобы закончить альбом. Они были записаны в студиях Лондона и Лос-Анджелеса с продюсером Найджелом Годричем. "Меня устраивает то, как все выходит", продолжал Хили. "У нас получается все задуманное ... Мы записывались в Лос-Анджелесе около четырех недель. У нас получились эдакие типично тревисовские песни, девять из которых должны были войти в альбом. Но в какой-то момент мне захотелось добавить еще парочку композиций. Похожая ситуация была при записи “The Man Who”, к которому поздно ночью были написаны “Blue Flashing Light” и “Driftwood”.
Новые песни “Follow the Light”, “Dear Diary” и “Last Train” заменят на альбоме “Coming Around” и широко разрекламированную “Flowers In The Window”. А все потому что Фрэну показалось, что они "просто не подходят". Однако “Flowers In The Window” Travis все же сохранили на альбоме, который вышел 12 июня 2001 года. Критики отнеслись к альбому странно: и не хвалили, и не ругали… Назвали его “не сногсшибательным”, но и “не отсталым”, “не современным”, но и “не кислым”… И добавили, что Travis с новым альбомом не заставят вас полюбить или возненавидеть их, они просто-напросто заворожат вас старомодным обаянием.

vessel

В 2003 году группа возвращается со своим четвертым альбомом “12 Memories”. 12 песен на альбоме продолжают лучшие традиции Travis и рассказывают 12 историй о жизни и о любви, в общем, о том, что нас окружает. 12 новых причин, чтобы снова влюбится в четырех парней из Глазго. На альбоме прекрасно уживаются меланхоличная по настроению лирика с неунывающей и энергичной мелодией. Парадокс. И пусть “12 Memories” чуть мрачнее предыдущих альбомов, но каждая песня на альбоме вызовет у вас улыбку и воспоминания…

Ксю

Эта страничка является частью проекта Beatlebum, посвященного современной британской музыке.
Авторы сайта Ксю, e-Nick, veSSel.
Хотите стать частью проекта, пишите - beatlebum@narod.ru
 
Hosted by uCoz